Друзья!

Свершилось долгожданное. Вышел первый номер альманаха «Культурная критика». Заявки на приобретение электронного или бумажного номера принимаются по электронному адресу kulturkritik.ru@yandex.ru. Стоимость бумажного экземпляра — 400 рублей плюс пересылка. Стоимость электронной версии - 150 рублей.

Также уже принимаются материалы во второй номер. Тема второго номера - массовая культура. А пока позвольте опубликовать здесь

Слово редактора

Первый номер альманаха «Культурная критика» открывается рубрикой «Время и место», в которую мы будем помещать наиболее важные, обобщающие материалы, в целом характеризующие нашу эпоху. В этой рубрике мы помещаем статьи Романа Круглова «Иерархия ценностей» и Елены Басалаевой «Великая Отечественная в школе».

Роман Круглов, рассуждая о «критериях хорошей литературы», приходит к выводу о необходимости восстановления «ценностной шкалы». Минувший период был отмечен толерантностью или попросту всеядностью, смазанностью критериев. «Без вертикали нет хорошей и плохой и литературы». Совершенно очевидно, что эпоха постмодернизма, сытого равнодушия к ценностям завершилась. Действительно, мы вступаем в новую эпоху. Эпоху ценностей. Но на что следовало бы обратить внимание Круглову, что ценности, иерархия ценностей несут с собой и острые конфликты. Ибо свои ценности были и у фашистов.

В статье Елены Басалаевой как раз анализируется одна из идеологических ценностей — образ Великой Отечественной войны. Всякому очевидно, что этот образ, эта тема занимает центральное место в идеологии нынешнего российского государства. Отсылками к событиям этой войне оправдываются те или иные зигзаги нашей политики, к ним апеллируют первые лица государства. Неудивительно, что тема Великой Отечественной войны всё чаще и чаще звучит в школе, положена в основу воспитательного процесса.

Елена Басалаева, по профессии учитель, делится своим опытом обсуждения с учениками этой темы. Статья Елены Басалаевой была написана незадолго до 24 февраля 2022 года. И сейчас, в новых реалиях некоторые из её утверждений могут прозвучать неуместно или странно, но в главном Елена Басалаева права: «Великая Отечественная — тема, которая всегда будет актуальной, тема, достойная всяческого уважения», вот только преподносится она нашему обществу зачастую в бессовестно исковерканном виде. И потому уроки прошлого оказываются невыученными.

Далее мы переходим к основополагающей или как модно было недавно говорить, якорной, рубрике журнала — «Мысли о литературе».

Статья Светланы Замлеловой «Что не так с российской литературой?» углубляет и конкретизирует мысль, которую сформулировал Роман Круглов. Светлана Замлелова также старается осмыслить текущий период развития отечественной словесности, уловить его характерные черты. И она также по-своему отмечает наступление эпохи «ценностей, идеологий» или, в её терминологии, эпохи «повесток».

Получается, что на смену постмодернистской всеядности, когда главным критерием была «продаваемость» текста, приравнивавшаяся к его занимательности, приходит групповщина, когда те или иные группы стараются продвигать в информационное поле и на литературный олимп «своих». И в этой ситуации играют роль даже не базовые ценности, и уж тем более не художественное мастерство, а лояльность определённой группе. Такую систему скрепляет движение финансовых потоков. Тот, кто оседлал один из таких потоков и оказывается в состоянии формировать литературный процесс.

А вот статья Марины Саввиных «De profundis Ирлана Хугаева» как раз подаёт пример здорового отношения к творчеству писателя. Марина Олеговна разбирает прозу владикавказского писателя с бережным вниманием к внешней (формальной) и внутренней (сущностной) стороне его творчества, с проведением аналогий, разгадкой метафор. И если автор не ведёт нас дальше библейских истин, то во всяком случае в его произведениях эти истины актуализируются и оживают.

Заметка Владимира Спектора «И стало окаянным лето…» это не разбор, не анализ, но достойный пример рецензии достойного же литературного произвдения — книги Дмитрия Митрофанова «Жаркое лето 14-го», посвящённой событиям того самого 2014 года, когда на Луганск стали падать снаряды. Сегодня, когда все эти события получили столь масштабное и драматическое продолжение и вызывают столь бурные споры в нашем обществе, особенно полезно обратиться к истокам.

И всё-таки жаль, что автор и его герой намеренно устраняются от анализа происходящего, ибо именно сегодня, когда конфликт достиг предельного накала, особенно важно услышать голос разума.

Следующий раздел посвящён анализу уже самой литературной критики. В нём представлена рецензия на книгу «Проклятые критики». Эта книга упоминается и в статье Светланы Замлеловой. Именно она и послужила толчком для создания этого альманаха. Это издание показало, что в России действительно есть немало умных и талантливых критиков, способных не к литературному блохоискательству, а к работе в традициях наших великих теоретиков — Белинского, Добролюбова, Воронского.

Анализ этой книги переходит в размышления о современном литературном процессе, о его тенденциях и перспективах.

Как и заявлено в нашем манифесте, «Культурная критика» уделяет пристальное внимание актуализации и популяризации классического искусства. Поэтому в разделе «Актуальная классика» помещена статья Александра Овсянникова «Еду, слушаю радио», небольшая, но являющаяся глотком свежего воздуха для тех, кто устал от засилья попсы.

И им же будет весьма интересен материал Дмитрия Баринова «Кинчев как предчувствие». Но, хотя он и помещён в нашей музыкальной рубрике, тематически он выходит за пределы чисто музыкальной рецензии. Анализируя творчество, сценический образ и публичное поведение знаменитого рок-музыканта, Дмитрий Баринов приходит к выводу о том, что фашизм имеет вполне уютную нишу в отечественном искусстве и пользуется определённым спросом. А стало быть в наступившей «эпохе столкновения идеологий» он может заявить о себе во весь голос не только «у них», но и «у нас».

Говоря о современной культуре, невозможно пройти мимо исторических сюжетов. Не имея ясного представления о прошлом, мы не сможем незамутнённым оком посмотреть на настоящее и построить приемлемый образ будущего. Инесса Ципоркина в статье «Антиисторический жанр» рассказывает о деградации жанра исторической прозы. Что происходит у нас на этом поле и почему? Очевидно, стыд за плачевное настоящее вызывает и неудовлетворённость своей историей вообще, желание выдумать себе какую-то иную историю, в которой все углы спрямлены, а овцы отделены от козлищ.

Историк Ирина Федотова в статье «Дилетантский подход к написанию исторической биографии» даёт развёрнутую рецензию на популяризированную историю маршала Тухачевского. Эта фигура до сих пор находится в центре оживлённой дискуссии о гражданской войне, о коммунизме и сталинизме, поэтому материал Ирины Федотовой будет полезен и интересен всем, неравнодушным к этой тематике.

И подхватывает это направление наша рубрика «Перевод», в которой представлен перевод статьи польского историка и философа Исаака Дойчера «Послесталинское брожение идей». Эта статья была написана в 1954 году и посвящена самому началу «хрущёвской оттепели» в СССР. Крушение «культа личности» и попытка построить «социализм с человеческим лицом» — этот исторический сюжет также постоянно всплывает в наших идеологических дискуссиях. Исаак Дойчер уже в первые годы разгадал сущность и природу начавшихся перемен.

Завершает выпуск рубрика «Глазами подростка». Школьницы Саша Казакова, Саша Вишневская и Катя Гришко делятся с читателями своими тревогами, своим негодованием, своими опасениями — то есть критикуют те аспекты современной культуры, с которыми приходится сталкиваться современному подростку: исчезновение интереса к чтению, навязывание примитивной моды через соцсети, давление казённого бюрократизированного патриотизма. Но наряду с критикой в их заметках виден интерес к высокой культуре, стремление к естестественности и искренности.

Мы, как всегда, будем рады вашим письмам и вашим материалам!

Previous Post Next Post