Не беспокойся, Козлодоев... бить буду аккуратно, но сильно. Лёлик из к/ф «Бриллиантовая рука»
Массовая культура стала религией современности. Поэтому просветитель наших дней должен бросаться в бой не с религией, а с разновидностью светского мракобесия — с масскультом, обывательским сознанием. Критика массовой культуры, таким образом, есть косвенно познание современного мира и проникновение в сознание обывателя, человека толпы. К сожалению, современная критика отказалась от своих славных традиций и уронила своё имя. С одной стороны, она выродилась в узкопрофессиональные штудии, в нагромождение невразумительных псевдонаучных терминов. Такого рода «научные исследования» не дают науке ничего нового, не служат для приращения знания. Под лозунгом борьбы с «догматизмом, идеологической зашоренностью и мрачной помпезностью» в сущности был осуществлён отказ от идеалов, но при этом — не от идеологии. Идеология такой критики — превознесение собственной цеховой избранности. Такого рода критика убивает читательский интерес. Более того, она ему активно противостоит, ибо истинные тексты с её точки зрения должны быть понятны лишь избранным. Поэтому и читают их лишь узкие специалисты в столичном конгломерате «Москва-Петербург» да день ото дня истончающаяся прослойка преподавателей провинциальных вузов. С другой стороны, мы имеем так называемую рекомендательную критику — разновидность (полу-)скрытой рекламы того или иного культурного продукта. Эта критика убивает в читателе доверие. В результате широкие читательские массы всё более отходят от критики и серьёзной культуры вообще, выталкиваются в разряд потребителей масскульта.
Задача
И тем не менее задача познания действительности посредством культуры не теряет своей актуальности со времён Белинского, Герцена, Добролюбова и Чернышевского — разгрызать золочёную скорлупу произведений массовой культуры, чтобы вынести на всеобщее обозрение их идеологическую суть. Из этой предпосылки мы и выводим необходимость нового журнала. Почему именно сейчас? По-хорошему, «Культурная критика» была нужна и прежде, но именно сейчас интеллектуально-культурное поле достигло такой степени упадка, что пустота начинает зиять. И одновременно по мере углубления перемен в нашем обществе среди граждан усиливается запрос на познание окружающего мира, овладение им. Мы предлагаем лишь один из методов такого познания. Однажды Герцен сказал о литературной критике: «Литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни. Появление замечательной книги составляло событие; критики и антикритики читались и перечитывались с тем вниманием, с которым, бывало, в Англии или во Франции следили за парламентскими прениями»1. В наше время появление новой книги уже не составляет общезначимого события, но критика даже ничтожного произведения может принести немало пользы и массу ценных знаний. Чему там учат нас магнаты заокеанской «фабрики грёз» и их отечественные эпигоны? Какой лапшой наделяют они развесистые уши наших сограждан? Впрочем, не стоит относиться к массовой культуре как к чистой пропаганде. Просто художественные произведения создаются живыми людьми, нашими современниками, со своими убеждениями, заблуждениями и страхами. Все их тайные помыслы находят выражение в их творчестве, будь то литература, кино или даже музыка и танцы. Наконец, само понятие культуры следует понимать расширительно: культура не исчерпывается искусством. К ней следует отнести широкий спектр гуманитарных наук и концепций, культуру повседневного общения, культуру наших праздников, образы прошлого, настоящего и будущего и т. д.
На кого ориентируется «Культурная критика»? Не «на только лишь тех», кто профессионально занимается литературоведением или культурологией. Наш читатель примерно тот же, для которого творили Писарев и Салтыков-Щедрин — это образованный человек, неравнодушный к вопросам культуры и общества, стало быть, мы ориентируемся на более широкую, прежде всего провинциальную, аудиторию. Это преподаватели школ и вузов, студенты, писатели, библиотекари, художники, культурологи, историки, даже врачи, если угодно. Нашего читателя искусство интересует не само по себе, а в качестве инструмента познания. В конечном счёте его интересует сама действительность, в которой необходимо ориентироваться и действовать. С этой точки зрения позволим себе назвать нашего читателя даже не интеллектуалом, а интеллигентом. Ибо интеллектуал — это работник умственного труда, клерк, а интеллигент — это просветитель, гуманист, человек с убеждениями и принципами. Так что писать будем ясно и понятно, но с достаточной степенью обоснованности и доказательности. Конечно, «партийный» читатель задаст нам резонный вопрос: «А сами вы чьих будете? Вы за нас или за них?» Ответим: мы не «патриоты» и не «либералы». Мы — диалектики, то есть мы понимаем, что даже в самом серьёзном заблуждении имеется крупица правды, и на основе этой правды мы готовы строить диалог с представителями разных школ, направлений мысли, разных поколений. При этом мы отдаём себе отчёт, что в современном обществе, наполненном противоречиями, «на всех друзей не угодишь — себе лишь только навредишь». Если наш подход отпугнёт чуждую нам часть аудитории, но позволит теснее сблизиться с нашим читателем — это более чем достойная плата.
Что мы имеем предложить своей аудитории? Мы убеждены, что истинное знание — это сила, значит, мы хотим помочь нашему читателю стать сильнее, независимее по отношению к различного рода идеологиям, защитить свой мозг от давления масскульта за счёт анализа и разоблачения последнего, даже просто почувствовать, что он не один противостоит миру «попсы». Но главное, мы претендуем на то, чтобы разглядеть и выявить связь между культурой и жизнью. Если уж многие вопросы становятся для нас «невозможными» или слишком запутанными, то культура — это зеркальный щит, с помощью которого Персей смог приблизиться к горгоне Медузе.
(Полная версия доступна в журнальном варианте)