Второй номер нашего альманаха вовсю верстается. В ближайшее время эта работа будет выполнена, и после согласования визуального оформления журнала начнётся публикация тиража. Тем временем предлагаем вашему вниманию вторую часть слова редактора:
Исследованием феномена массовой культуры занимались многие мыслители: «Википедия» выпячивает имена буржуазных исследователей, вроде Карла Ясперса и Питирима Сорокина, или откровенных реакционеров, вроде Хосе Ортеги-и-Гассета и Освальда Шпенглера. На самом же деле, основу подлинного постижения масскульта заложил Карл Маркс, который связал буржуазную культуру с рынком и индустрией. Действительно, современная культура, как и всякий массовый продукт, всякий товар, функционирует по законам рынка и производится по законам индустрии.
Также общим местом культурных исследований стало утверждение о том, что массовая культура формирует ложное сознание. Но что это значит? Здесь с опорой на труды венгерского философа Дьёрдя Лукача можно утверждать, что масскульт может задавать людям как ложные (богатство, успех), так и истинные цели (любовь, взаимопонимание), но, как правило, даёт ложные способы достижения этих целей. Взять, к примеру, нашумевший в своё время российский кинофильм «Стиляги». Какую цель он ставил перед своими героями (и своими зрителями)? Уникальность, индивидуальность. Герои стремились противопоставить себя серой (в прямом смысле) толпе обывателей. Каким способом этого предлагалось достичь? Потреблением — приобретением западного ширпотреба: одежды и пластинок. В финале фильма действие переносилось из «ужасных советских времён» в современную Россию, где все молодые люди одеты одинаково пёстро и слушают западную музыку. То есть теряют свою индивидуальность и уникальность.
Другой пример: персонаж комикса о Бэтмене мистер Фриз лишается своей жены, поскольку некий богач свернул финансирование важных исследований и отключил её от системы жизнеобеспечения. Мистер Фриз начинает мстить. Чего желает добиться герой? Справедливости. Но авторы комикса мистера Фриза осуждают. Бэтмен избивает мистера Фриза, передаёт богача-убийцу в руки полиции и сам, будучи богачом, выделяет деньги на продолжение разработок мистера Фриза. Так какое решение для проблемы неравенства доходов и возможностей предлагают авторы? Благотворительность. Богачи должны быть добрее и уделять часть своих доходов на богоугодные дела. Является ли благотворительность решением проблем бедности, неравенства и недофинансирования науки? Конечно, нет.
Ещё один пример: знаменитый фильм «Один дома». Мальчик Кевин живёт со своей семьёй в шикарном огромном доме. Главными злодеями фильма выступают пара нищих воришек. Ещё Кевин боится одного бедного старика-дворника. Воришек Кевин жестоко калечит за вторжение на его частную собственность, а старик-дворник оказывается не таким уж и плохим. Просто он беден и одинок. Какое же решение для проблемы бедности и одинокой старости предлагают авторы? Кевин берёт старика к себе? Богатая семья Кевина помогает старому работяге выбраться из нищеты? Конечно же нет! О старике позаботится его собственная семья. И так решение социальных проблем, заботы о стариках, о больных, об одиноких перекладываются на плечи их собственных семей. Богатым не обязательно даже заниматься благотворительностью.