Культурная критика №2, 2024
Моему дедушке, преданному почитателю советской фантастики, посвящается...
Альберт Эйнштейн, один из самых известных физиков нашего времени, однажды сказал: «Я никогда не думал о будущем. Оно наступает достаточно быстро». Дорогие читатели, я предлагаю вам всё-таки подумать о будущем, причём с разных точек зрения.
В науке время и, в частности, будущее, рассматривается с различных сторон. Например, в классической физике, согласно представлениям Ньютона, оно подразделяется на абсолютное (в качестве математической модели) и относительное (измеряемая величина, которая подвластна чувствам человека). С развитием физики как науки появлялись новые теории времени. Одной из них стала теория советского астрофизика Н. А. Козырева, который одним из первых предложил рассматривать время как творческое и организующее начало Вселенной, причину движения тел и процессов. «Время — непрерывный поставщик энергии во Вселенную... Звёзды черпают энергию из хода времени», — писал в своих научных работах Николай Александрович.
Таким образом, трудов, посвящённых времени, в науке не меньше, чем в литературе. Но разница в том, что писатели и учёные смотрят на время, в том числе и на будущее, с разных сторон. Учёные больше заняты пониманием самой природы времени, того, как оно функционирует, если говорить о физиках и астрофизиках, или того, как складывались обстоятельства в прошлом, если говорить об историках. Футурология как наука о будущем известна с конца XIX века и обладает статусом молодой развивающейся научной дисциплины. Она тесно переплетена как с философией, так и с литературой, что позволяет некоторым учёным сделать вывод о том, что её теории и постулаты «недостаточно научны» и приравниваются к художественной литературе о будущем, т.е. к научной фантастике.
Фантастика подразделяется на несколько направлений, мы остановимся на научной фантастике, т.е. на литературном жанре, который сочетает научные прогнозы и художественный вымысел авторов. Фантастика, в том числе научная, как литературный жанр популярна не только в нашей стране, но и за рубежом. Так, классикой западной научно-фантастической мысли считается знаменитая книга Г. Кана и А. Винера 1968 г. «Двухтысячный год — база для размышлений о следующих тридцати трёх годах», которую относят к технооптимизму. С другой стороны, следует упомянуть труд О. Тоффлера «Шок будущего», который, в свою очередь, уже относится к технопессимизму, и произведения О. Флехтхейма, который первым вводит термин «футурология».
Говоря о зарубежной художественной фантастике, нельзя обойти стороной таких ярких представителей этого жанра, как Герберт Уэллс и Жюль Верн.
Английский писатель начала XX века Герберт Уэллс стал классиком жанра, дал основу для произведений последующих поколений фантастов. Интересным приёмом в его книгах можно считать научное основание сюжетов (например, в «Человеке-невидимке» писатель ссылается на физический закон преломления света различными веществами), а основной чертой творчества — социальную составляющую фантастических произведений. Уэллс воспринимал общество как живой организм, который проживает разные периоды развития под влиянием научных открытий. Например, в «Машине времени» писатель рассматривает жизненный путь Земли от появления до гибели, при этом раскрывается тема классовой войны, где одни социальные группы подчиняют или уничтожают другие. Роман «Остров доктора Моро», в свою очередь, акцентирует внимание на том, как человек берёт на себя функцию Бога, как в нём животная часть превалирует над духовной, приводя к непоправимым последствиям. Скорее футурологическая, чем художественная работа Уэллса «Предвидения» указывает не на новые, а уже существующие научные открытия и на то, как они могут повлиять на жизнь общества. Характерной чертой данного произведения можно назвать идею так называемой «человеческой эффективности», исходя из которой только те люди, чья индивидуальность приносит пользу обществу, имеют право на жизнь. Книга встретила шквал критики из-за столь неоднозначной идеи, но Уэллс объяснил свой выбор тем, что опирался на уже существующую в социуме тенденцию, а не выдумал что-то своё. Творчеству писателя присущи эволюция героев по ходу сюжета, сложные сюжетные схемы, использование таких художественных приёмов, как сатира, ирония и юмор. Следует отметить, что Уэллс первым из зарубежных писателей-фантастов описывает рациональный поэтапный прогноз развития мировой истории.
Жюль Верн, французский писатель и современник Герберта Уэллса, по праву считается основоположником жанра научно-технического романтизма. Особенностями его произведений стали подробно расписанные технические детали научных открытий, вера в способность человека с помощью науки трансформировать природу и общество. В книге «Двадцать тысяч лье под водой» писатель раскрывает образ героя-учёного Капитана Немо, отвергнутого обществом из-за своего бунтарского духа. Верн считает данный образ образом будущего, ведь, по его мнению, только учёные и их открытия являются краеугольным камнем общества. В романе «Пятьсот миллионов бегумы», созданном в соавторстве с Андре Лори, писатели отображают идею социализма, основой которого стал научно-технический прогресс, но при этом он же оказался причиной для наращивания вооружений и шовинизма. Научные идеи Верна довольно интересны, ведь часть из них смогла воплотиться в нашей сегодняшней реальности: космические полёты («Из пушки на Луну», «Вокруг Луны»), самолёты и вертолёты («Робур-Завоеватель», «Властелин мира»), быстрые подводные суда («Двадцать тысяч лье под водой»), компьютеризация и интернет («Париж XX века», «Один день американского журналиста в 2889 году»), голография («Замок в Карпатах»), оружие массового уничтожения («Париж XX века», «Пятьсот миллионов бегумы»).
Герберта Уэллса и Жюля Верна как писателей-современников и отцов-основателей зарубежной фантастики часто сравнивают. По нашему мнению, в их творчестве гораздо больше различий, чем сходств. Можно отметить, что писатели едины в мысли, что наш мир не идеален и требует трансформации для того, чтобы эволюционировать и стать лучше. Но различий, всё же, гораздо больше: Верн в своём творчестве делал основной акцент на приключенческих сюжетах и технических изобретениях, а Уэллс — на влиянии этих открытий на общество и на каждую личность в частности, осмысление судьбы человечества. Важным критерием, по нашему мнению, является позиция писателей по поводу того, к чему всё-таки идёт человечество. Если Верн склоняется к реализации позитивной модели победы научно-технического прогресса для построения наилучшего варианта будущего, то Уэллс, напротив, склоняется к победе негативных сценариев, описанных в своих произведениях. Это отлично проявляется в персонажах их произведений: герой Верна описывается как потенциальный победитель — человек, у которого есть все шансы выиграть, а герой Уэллса, в свою очередь, лишь желает победы и чаще всего склонен к поражению.
Герберт Уэллс в своих произведениях принимал попытки коснуться темы развития личностных качеств человека, идущего в ногу с научно-техническим прогрессом, но всё же это было выражено далеко не в той мере, как у советских фантастов, которые начали свой тернистый путь к описанию проблемы преобразования будущего с эволюцией личностных качеств людей в 1920-х годах. Рассмотрим несколько литературных работ наших соотечественников, повлиявших на становление советской научной фантастики.
«Ах, мы упустили час... Нужно было свирепо и властно, властно и милосердно любить жизнь...», — писал Алексей Николаевич Толстой в романе «Аэлита». Данное произведение считается первой ласточкой советской научной фантастики, которая смогла, как после убедились потомки, предсказать полёты человека в космос. Центральная сюжетная линия романа связана с путешествием землян на Марс. Не обделено произведение и любовной линией — один из героев романа, инженер Лось, взаимно влюбляется в марсианку по имени Аэлита, отсюда и название романа. Книга, работа над которой была начата Толстым в 1922 году, не предназначалась для детской аудитории, но позже была переработана автором и выпущена, в том числе как детская повесть. С 1940-х годов считается классикой советской детской литературы.
«Ежегодно ставятся менее важные опыты, иногда кончающиеся трагически. Наука — борьба за счастье человечества — также требует жертв, как и всякая другая борьба. Трусам, очень берегущим себя, не даются полнота и радость жизни, а учёным — крупные шаги вперёд…» — одна из центральных сюжетных линий культового романа Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» 1957 года построена вокруг научных открытий.
(Полная версия доступна в бумажном издании)