Второй номер альманаха "Культурная критика" на этой неделе отправляется в типографию. Сперва он пройдёт вёрстку, а затем начнётся публикация выпуска. Номер 2024 года посвящён теме массовой культуры. Скоро будет опубликовано содержание номера. А пока выкладываем первую часть "Слова редактора"

Массовая культура сегодня

Болезнь

В наше время массовая культура окончательно восторжествовала над культурой высокой, истинной, частично вытеснив её из информационного пространства, частично подменив её собой. Телеэфиры заполнены всевозможными идиотскими шоу, детские мультфильмы превратились в какой-то набор движущихся многоугольников, кинотеатры из года в год демонстрируют однотипные примитивные комедии и боевики, а театр соревнуется с кино в порнографичности. Полки книжных магазинов на три четверти заполнены любовными романами и третьесортным фэнтези. Хуже того, к массовой культуре начинают относиться с почтением: супергеройские поделки от «Марвел» получают престижные кинопремии, бульварные романы Бориса Акунина объявляются современной классикой, на них защищаются диссертации.

Безусловно, массовая культура, как и всякое общественное явление, а особенно столь опасное, достойна внимания и изучения. Но это должно быть исследование, проводящееся с определённой целью и соответствующим этой цели методом. Согласитесь, в высшей степени жестоко да и нелепо оценивать раковую опухоль или какой-нибудь фурункул с точки зрения их внешней привлекательности — тут нужны чёткая диагностика и назначение лечения.

Массовая культура — это ведь тоже болезнь или травма, которую общество причиняет само себе, точнее одна часть общества другой его части. Вот этим — изучением болезни под названием «массовая культура» — и будет на этот раз заниматься наш творческий коллектив, не забывая и о лекарстве, то есть о пропаганде подлинного искусства. Но сперва хотелось бы обозначить некоторые важные пункты, характерные черты массовой культуры. Сам этот термин был введён в употребление Франкфуртской социологической школой и первоначально применялся для критики телевидения, но впоследствии был распространён на такие явления как средства массовой информации, спорт и коммерческое искусство. Поскольку массовое искусство ориентировано на максимально обширную аудиторию, ему присуща минимальная интеллектуальность, простота. Массовое искусство обслуживает обывателя, закрепляет стереотипы, пережёвывает банальности, увековечивает статус кво, противится любым изменениям.

Обратите внимание на структуру отдельной серии большинства телевизионных шоу (мульт- и телесериалов). В каждой серии происходит некое событие, грозящее изменением статуса кво, но герои умудряются к концу серии вернуть всё в исходное состояние. Например, черепашки-ниндзя сидят перед телевизором и едят пиццу. Из новостей они узнают о новом изобретении сумасшедшего учёного, которое грозит изменить мир. Черепашки врываются в лабораторию, крушат изобретение своими средневековыми дубинками и возвращаются к телевизору доедать пиццу. Конец смыкается с началом.

Таким образом, основным чувством, которое внушает массовая культура человеку, является чувство самодовольства. Помните, как у Стругацких: «Ну что за тоска! Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют, и не видно этому конца… Дурак стал нормой, ещё немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистичный, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, всё так хорошо, всё так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чём не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесём (с тобой, да не разнести!). Чего они, в самом деле!» Прогноз оказался точен. В наше время дурак действительно стал идеалом. И не то что доктора философии водят вокруг дурака хороводы, всякий дурак сам норовит обзавестись дипломом доктора философии. Были бы деньги. Факультеты философии из святилищ ума давно уже превратились в рассадники глупости.

Previous Post Next Post